Хомутик я назвал бы «сердцем» вертушки. Лепесток - это, конечно же, «душа» приманки. Но если есть «душа», то не худо бы подобрать и «тело». А «тела» - это осевые грузы блёсен .
«Тело» находится в непосредственном взаимодействии с остальными частями приманки, и, оставаясь малоподвижным в сравнении с хомутиком или лепестком, всё же оказывает большое влияние на характер движения и возможности блесны. И, коль скоро речь пошла о грузах-телах, упомянем о том, что от этой детали конструкции зависят и удобство в производстве (технологичность), и характер воздействия на рецепторы рыбьего организма. Имеется в виду оптическое, звуковое воздействие или его отсутствие, электромагнитные колебания, создаваемые телом блесны, химическое воздействие на вкусовые рецепторы.
Большинство вертушек, на которые ведут лов спортсмены и любители, производится не в маленьких мастерских-студиях, а на довольно больших предприятиях. В связи с этим, отличия в осевых грузах-телах существуют, прежде всего, в технологии изготовления. Это, в свою очередь, определяет внешний вид, но мало сказывается на эксплуатационных характеристиках блёсен.
|
Вариант на рис. 1 изготовлен методом литья из свинца и окрашен для более мощного воздействия на мозг рыбы. Если сигналы поступают от нескольких рецепторов одновременно (слух, зрение, боковая линия и т.д.), то такая приманка имеет преимущества и чаще схватывается рыбой. |
|
Вариант на рисунке 2 тоже предназначен и для устойчивого положения блесны в полёте ( центр тяжести смещен к «хвостовой» части приманки), и для воздействия на органы зрения рыбы – груз-тело выполнен, как имитация личинки насекомого с контрастным покрытием флуоресцентными красками, но сам груз при этом выполнен из прутковой латуни методом точения на токарном станке. |
|
Изделие, изображенное на рис.3. внешне очень напоминает вариант, представленный на рис. 1. Более того, изготовлено также методом литья из свинцового сплава с последующим окрашиванием. Воздействует на рыбу оптически и ведёт себя в полёте, исключая возможность захлёста. То, что центр тяжести смещён не только ближе к месту крепления крючка-тройника, но и ниже проволоки оси, почти исключает закручивание лески во время проводки блесны в быстром темпе. |
|
Один из вариантов исключающий перекручивание лески на рисунке 4 .
Схема работает следующим образом. Проволочная ось свободно вращается в петлях из металлических пластин, вплавленных в тело рыбки, отлитой из свинца и окрашенной соответствующим образом. Даже при быстрой проводке проволочная ось свободно вращается в петлях, а груз-тело при этом упирается в шарик, играющий роль опорного подшипника и исключает скручивание лески или шнура.
При всех достоинствах схемы язык не повернётся назвать её технологичной. |
|
Большее распространение получил груз, изображённый на рис. 5.
Несмотря на то, что в сравнении со схемой на рисунке 4. предлагаемый вариант менее эффективен, как про-тивокрутящий механизм, он получил широкое распространение благодаря своей технологичности и ещё одному, несомненно, полезному качеству – возможности быстрой замены крючка-тройника на любой другой вид крючка. |
|
Фирмы, продающие приманки, идут на «жертвы» даже в ущерб технологичности при производстве, лишь бы предоставить возможность оперативно менять такую важную часть приманки, как крючок.
На рис. 6 изображён вариант груза-тела, изготовленный посредством навивки свинцовой ленты с последующим окрашиванием. Процесс литья исключен, что очень упрощает изготовление и снижает энергозатраты на производство приманки. Добавим, что экологически более чистое производство (нет литья свинца) более выгодно производителю. |
|
На рис.7 такой же вариант, плюс возможность замены крючка, но изготавливается в литейной машине. Впрочем, во многом такие нюансы зависят и от возможностей фирм производителей. |
|
На рисунке 8 изображен очень технологичный, экологически безопасный и с сохранением всех важных достоинств по возможности замены крючка вариант.
Этот груз-тело был выполнен на токарном станке. |
|
Часто рыболовам приходится изготавливать грузы-тела в домашних условиях. И многие ссылаются на сложности, возникающие при сверлении прутка из латуни, так как это требует наличия высокоточного оборудования для сверления отверстия под проволочную ось приманки. Но если приложить немного старания и смекалки, то сверление окажется не таким уж и необходимым, помимо всего прочего можно получить дополнительные положительные качества тела–груза, например, эксцентричность, что исключит закручивание лески.
На рис.9 есть такой вариант. Пазы пропилены обычной ножовкой по металлу. |
|
Много сложнее обстоит дело, когда речь заходит об изготовлении сверхтяжёлых сердечников из вольфрама и его сплавов. Но здесь можно «выкрутиться».
На рис.10 вариант, подразумевающий использование тонкой (от 0,2 мм и тоньше) вольфрамовой проволоки. Достоинство этого способа в том, что он при своей простоте позволяет получить очень презентабельный вариант тела-груза, не уступающий по эстетике лучшим образцам. |
|
Для тех, у кого возникнут сложности с приобретением вольфрамовой проволоки, существует способ, предложенный на рис.11. В этом случае используется вольфрамовый пруток, причём в дело идут самые незначительные кусочки - обломки электродов, раздобыть которые не составляет никакого труда. Также не потребуется ни сверления, ни каких-либо других сложных видов обработки вольфрама, что всегда прежде вызывало известные затруднения при изготовлении подобного рода грузов-тел. |
|
Несколько особняком стоят тела-грузы, обладающие специальными свойствами. Необычность их внешнего вида сразу бросается в глаза. Это могут быть, например, тела для создания при проводке дополнительных звуковых колебаний (рис. 12). |
|
Полная их противоположность – «молчаливые» грузы. Чтобы исключить возникновение звука при проводке блесны, груз заключают в оболочку из пластика и используют пластиковый хомутик, о чём мы уже говорили в предыдущих номерах журнала (рис. 13). |
|
Есть замечательно простые решения довольно сложных технических задач. Так, в одной из блёсен конструкторы использовали своё знание гидродинамических процессов и, сместив центр тяжести груза в «хвостовую» часть приманки, изменили форму таким образом, что почти исключили такое явление, как «дифферент на кормовую часть» блесны, что очень часто приводит к сложностям при включении лепестка в работу. Рис. 14. |
|
Груз-контейнер (Рис. 15.) , позволяет сделать приманку многофункциональной. Можно не только менять вес самого груза, что очень важно при проведении каких–либо экспериментов, но и помещать внутрь контейнера ароматические вещества, а это позволяет в те дни, когда рыба малоподвижна, активизировать клёв, облегчая рыбе задачу по ориентации на приманку при помощи «следа запаха», оставляемого в воде таким контейнером. |
Из статьи И. АСТАНОВА (''РЫБАЦКОЕ ПОДВОРЬЕ'' 6/ 2005 - АВГУСТ)
Поделитесь с друзьями:
|