Существуют, по крайней мере, две группы факторов, наиболее существенно влияющих на работу балансиров, а следовательно, и на привлекательность их для рыбы.
К первой группе относится форма, другими словами, гидродинамические качества.
Ко второй - умение работать приманкой, иначе говоря, ловить, а не формально махать удилищем.
Очень часто во время рыбалки возникает ситуация, когда одни успешно ловят, а другие - присутствуют при этом, докучая удачливым рыболовам расспросами о расцветке и размерах балансира.
А дело может быть вовсе не в нем, а в отсутствии в этом месте рыбы. Или она есть, да не хочет есть, т. к. подавлена кислородным голодом.
Окунь, как это часто бывает, поднялся за мальком под лед, а его пытаются поймать по бровкам и в коряжниках.
В зимнее время он малоподвижен, а экзотическая приманка мечется с бешеной скоростью перед носом. Попробуй ее схватить тот же окунь или флегматичный судак. Из этого, прежде всего, следует, что, играя балансиром, нужно добиться его привлекательного поведения для хищника и в большинстве случаев отказаться от высокоамплитудной игры.
Зачастую, чтобы подстроиться под настроение рыбы, требуется нерезкое подбрасывание приманки всего на несколько сантиметров. Более того, балансиром с «хорошей реакцией» легче имитировать любое поведение естественной приманки.
Каким же образом заставить малоподвижный балансир «летать»?
Сначала отвечу на естественный вопрос, почему некоторые приманки из этого разряда не хотят работать.
Все промышленные балансиры изготавливаются из свинца, и при такой массе им не хватает гидродинамических свойств: мал или отсутствует угол атаки, не достаточна площадь в плане S, а в результате толкающая вперед сила F1 не обеспечивается подъемной силой F2 (рис.1а).
«Характерная площадь» балансира зависит от поперечного сечения (рис.1б), которое может быть разным. У активных приманок это овал в горизонте. Овальная форма в поперечнике по вертикали не сопутствует возникновению достаточной стартовой скорости, но улучшает тенденцию к развороту. Существуют еще треугольная и круглая формы, при которых балансир не всегда проявляет свои лучшие качества. При такой конструкции он просто тяжелее других.
Пластинчатый хвостик увеличивает площадь балансира в горизонтальной плоскости, но при отклонении в крайнюю точку разворот лучше обеспечивает пушистая кисточка, так как она стопорит обратный ход.
После этого теоретического экскурса рассмотрим способы доработки балансиров, которые достаточно легко реализовать в домашних условиях.
Чтобы «оживить» балансир, прежде всего необходимо проверить его угол атаки, для чего его подвешивают за ушко крепления к леске.
Если этот угол меньше 10-15 градусов, ушко следует слегка сместить в сторону носика любым доступным способом: перепаять, изогнуть и т. п. (рис. 2)
Если балансир имеет правильную форму рыбки, а хвостик как бы задран вверх, необходимо исправить его положение путем изгибания тела в обратную сторону, как это показано на рис. 3. Поместив тело на двух опорах, это можно произвести нажатием деревянным предметом в месте, расположенном ближе к петле для крепления тройника. Чтобы существенно не повредить окрашивание, следует обернуть место изгиба изолентой.
Плоские, как бы сдавленные с боков, приманки дорабатываются путем впаивания в носовую часть медной пластинки толщиной 0,1-0,15 мм.
Первоначально в указанном месте аккуратно пропиливается выем, к которому подгоняется луженая пластинка (рис. 4).
После пайки и обработки встроенный элемент целесообразно покрыть красным лаком.
Этих мер может оказаться недостаточно, и тогда с целью увеличения спинной поверхности можно нарастить пластинку хвостика.
Если балансир в ходе испытаний удовлетворяет требованиям, но неуверенно идет на разворот, ему необходимо придать несколько асимметричную конфигурацию, отогнув хвостик в сторону. Тогда приманка будет легко ходить по кругу.
Добиваться, чтобы балансир описывал «восьмерки», нет особого смысла хотя бы потому, что амплитуду взмаха придется увеличить до 30, а то и до 50 см.
Но уж если так хочется добиться этого эффекта, то прежний пластинчатый хвостик необходимо заменить на волосяной пучок из шерсти, купив в магазине колонковую кисть, которая может оказаться дороже балансира.
Вот, наконец, балансир приобрел при испытаниях нужные качества, и теперь их необходимо реализовать на практике.
Умение играть балансиром приходит с опытом при настойчивом желании овладеть им, а вместе со знанием ситуации на конкретном водоеме они приведут к успеху. Рыбинские рыбаки иногда комментируют свои полупудовые уловы окуня: «Сегодня брал не на игру, а на шевеление…».
Что ж, иногда надо приспосабливаться к «плохому настроению» рыбы попадаться на крючок, а заставить ее это делать - бесполезное занятие.
Я думаю, не надо усердствовать с амплитудой в любом случае, т. е. как с активным, так и с пассивным балансиром.
Играя подо льдом, вполводы или у дна, подъем не должен быть больше 10-15 см, и сопровождаться он должен опусканием на половину подъема.
Равные подъем и опускание с амплитудой 4-5 см и паузой до 5 секунд могут быть приняты как универсальная игра.
Иногда актуальным бывает многократное потряхивание приманкой с паузой, которые не вредно практиковать в промежутках между взмахами.
Изменение уровней при поиске рыбы произвольно, а пауза должна быть соизмерима с амплитудой: чем больше, тем дольше… Нужно чувствовать момент полного замирания приманки. Если принять время активного поведения балансира за единицу, то пауза может быть равной двум-трем ее значениям, а иногда и больше.
Ловит не балансир, а рыбак на балансир!
Анатолий Бовда (''Рыбалка на Руси'' 12/2007)
Поделитесь с друзьями:
|