Речная Рыбалка
О сайте Карта сайта ПРОГНОЗЫ КЛЁВА Правила Рыболовства Популярные статьи АРХИВ РЕГИСТРАЦИЯ ВХОД

ЗИМНЯЯ РЫБАЛКА
РЫБА НАШИХ РЕК
МАСТЕРСКАЯ РЫБОЛОВА
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ КЛЁВ
ДОНКА,ФИДЕР,ПОПЛАВОК
СПИННИНГ
«КОЛЕБАЛКИ»
«ВЕРТУШКИ»
ВОБЛЕРЫ
МЯГКИЕ ПРИМАНКИ
ЛОВЛЯ ЖЕРЕХА
ЛОВЛЯ ГОЛАВЛЯ И ЯЗЯ
ЛОВЛЯ ОКУНЯ, ЩУКИ
ЛОВЛЯ ЛОСОСЕВЫХ
ЛОВЛЯ СУДАКА
РЫБНАЯ КУЛИНАРИЯ
РАЗНЫЕ СТАТЬИ

ТЕГИ


Главная » Разные статьи
Фоторафия на рыбалке . 1

КАК И ЧЕМ ФОТОГРАФИРОВАТЬ НА РЫБАЛКЕ. ЧАСТЬ 1

Антон Расстегаев

Десять лет назад на страницах журнала мы уже рассматривали основные вопросы фотосъемки на рыбной ловле («На рыбалку? Только с фотокамерой!», №3'1998). С тех пор наши коллеги по увлечению отсняли километры пленки и выловили тысячи трофеев, достойных объектива фотокамеры. Между тем сами фотокамеры за это время существенно преобразились – традиционная пленка вынуждена была окончательно отступить под натиском многопиксельных матриц, а у журнала за эти годы появились тысячи новых читателей.

Растущий поток «фотографических» вопросов, поступающих в редакцию, заставил нас вновь обратиться к данной теме. Кроме того, бывает досадно обнаружить в редакционной почте интересные рассказы о походах в далекие и очень красивые места, фотосъемка к которым совершенно не годится для печати.
Мы постарались подробно остановиться на тех вопросах, которые наиболее часто звучат в ваших письмах и звонках.

Пленочную или цифровую фотокамеру покупать для съемки на рыбалке?

В нашей первой статье на эту тему мы советовали коллегам-рыболовам, желающим получать действительно качественные снимки с возможностью последующей широкоформатной печати и перспективой быть опубликованными на страницах нашего журнала, сделать выбор в пользу аналоговой (пленочной) камеры, уделив особое внимание хорошей оптике. В этой рекомендации не было ошибки или злого умысла, просто на тот момент цифровое фото еще не могло составить достойную конкуренцию традиционной пленке. Матрицы с высоким разрешением стоили тогда неоправданно дорого, а простенькие и дешевые цифровые «фотомыльницы» были откровенно слабы по своим техническим возможностям.
За последние годы ситуация радикально изменилась. Цифровые фотокамеры стали куда более доступными, при этом существенно прибавив в качестве. Уже никого не удивишь10 и даже 12-мегапиксельными «мыльницами», а цифровые камеры с разрешением в 5 млн. точек можно сегодня встретить даже в некоторых мобильниках! Причем, стоимость подобного «цифрового глаза» редко превышает 12-15 тыс. руб. (Я сейчас не говорю о профессиональной цифровой фотоаппаратуре, ведь наша статья посвящена все же рыболовам, а не репортерам, которым эта дорогущая техника чаще всего предоставляется в служебное пользование.)
По качеству снимков цифровые камеры вплотную приблизились к аналоговым. Справедливости ради стоит заметить, что некоторые мастера рекламной фотографии, работающие в крупном формате или для глянцевых журналов, продолжают еще снимать на широкую пленку и даже на фотопластинки. Внешний вид этих «агрегатов» мало изменился за последние полвека, и могу сказать уверенно, что они уж точно не подходят для наших целей ввиду своих габаритов и плохой защищенности от влаги.
Думаю, вы понимаете, к чему я клоню. У цифровой камеры действительно много неоспоримых плюсов в качестве спутника рыболова на водоеме. И самый главный из них – возможность на месте оценить качество своих фотографических упражнений и вовремя исправить ошибку.
Съемка рыбалки имеет свою специфику: самый красивый кадр получается обычно со свежепойманным трофеем, когда у рыболова еще сохранились в глазах эмоции от только что пережитой борьбы. «Цифра» позволяет мгновенно оценить общее качество снимка: есть ли резкость, не закрыты ли глаза у рыболова, не отрезаны ли ноги, хорошо ли видна рыба и т.д., а в случае необходимости тут же повторить кадр.
Для тех любителей природы, кто относится к фотосъемке немного серьезней, чем просто к возможности предъявить приятелям или жене формальное доказательство своих рыболовных подвигов, цифровая камера предоставляет поистине неограниченное поле для творчества. Здесь не нужно постоянно экономить кадры, прикидывая в уме, сколько пленки осталось в запасе. Достаточно регулярно удалять с карточки неудачные кадры, а по возвращению домой полностью «вычищать» камеру, записывая все ценное на диск и делая соответствующую папку с копиями в компьютере.
Кстати, сразу один совет в тему – производители цифровых камер почти всегда экономят на картах памяти. Здесь не стоит скупиться, и я настоятельно рекомендую приобрести одну (или несколько) вместительных карточек, чтобы не лишать себя главного удовольствия от съемки цифровым аппаратом – возможности «не считать патроны». Я, к примеру, перед выездом на однодневную съемку заряжаю в фотоаппарат карточку емкостью 4 Гб, позволяющую сделать более 1000 снимков с максимальным разрешением. Еще одну такую же всегда держу в запасе в кофре. Это позволяет мне без раздумий нажимать на спусковую кнопку в каждой ситуации, которая кажется мне интересной, не особенно заботясь о последствиях.
Скажу сразу, что приведенные выше цифры даны лишь для ориентира. Вряд ли вы будете снимать на рыбалке так же много, как фотокорреспонденты журнала «Рыболов-Элит», в противном случае у вас просто не останется времени на саму ловлю. Но что нужно сделать обязательно, так это выяснить, сколько кадров с максимальным разрешением помещается на вашей карте памяти и хватит ли этого объема на всю поездку.
Если хотите получить действительно яркий, эмоциональный кадр, снимать на рыбалке нужно, что называется, не отходя от кассы, то есть сразу!

Повторюсь, что брать карточку нужно с запасом – конечно, трофеи клюют не каждый день, но как же будет обидно, если к моменту поимки действительно выдающейся рыбы на вашем фотоаппарате уже не останется свободной памяти! Поверьте, это не самый подходящий момент, чтобы впопыхах производить ревизию ненужных кадров.
Вы уже догадались, к чему я клоню – именно цифровая камера может стать надежным спутником рыболова на берегу водоема. Самая примитивная пленочная механика способна составить ей конкуренцию разве что в многодневном автономном походе или при съемке на сильном морозе, когда хитроумную современную технику подводят аккумуляторы, имеющие склонность рано или поздно разряжаться (и тем раньше, чем ниже температура окружающего воздуха). Кстати, в пленочных камерах также присутствуют элементы питания, отвечающие за работу экспонометрии, но ввиду низкого энергопотребления этой системы срок их службы несопоставимо больше.
Итак, если вы готовитесь к покупке новой фотокамеры для съемки на рыбалке – берите цифровую модель. Но если «прикипели душой» к своему видавшему виду «Зениту», «Зоркому» или, скажем, старичку Pentax K1000, а качество получаемых фотографий по-прежнему радует, стоит ли в угоду моде менять коней на переправе?
Скажу больше, в условиях сложной освещенности (сумерки, контровой свет, глубокие тени в солнечный день и т.д.) пленка все еще может дать фору цифровой матрице, поскольку обладает более широким динамическим диапазоном (способностью лучше «видеть» самые светлые и самые темные участки кадра).
Так что мы по-прежнему и с удовольствием принимаем от наших авторов в качестве иллюстраций и слайды, и отпечатки с негативами, лишь бы они были достойного качества.

Что лучше: «зеркалка» или «мыльница»?

Раньше этот вопрос нам задавали по поводу пленочных фотоаппаратов, теперь спрашивают в отношении цифровых. И действительно, отправляясь в серьезную экспедицию или просто на рыбалку выходного дня, что лучше брать с собой – профессиональную зеркальную камеру или любительскую «мыльницу»?
На первый взгляд, ответ очевиден: профессиональная камера – значит, более качественные и красивые снимки. Но я неизменно советую своим знакомым поступить как раз наоборот и присмотреться к какой-нибудь «мыльнице», компактной и защищенной от влаги.
Конечно, есть истинные фанаты фотографии, относящиеся к ней как к искусству, и я безоговорочно признаю, что зеркальный цифровой аппарат с набором соответствующей оптики, состоящей из стандартной линейки объективов (штатного «зума» - объектива с переменным фокусным расстоянием, «широкоугольника», телеобъектива и, по возможности, макрообъектива) позволит максимально реализовать серьезные фотографические амбиции. Скажу больше: и я, и Виталий Волков, и Андрей Голованов выезжаем на съемку именно с таким боевым комплектом. Но трудовые будни профессионального фотографа и естественное желание обычного рыболова «щелкнуться» с пойманной рыбой – совершенно разные вещи!
Видя в кадре лишь рыболова и рыбу, многие начинающие фотографы забывают о заднем плане, а он порой может придать снимку дополнительный смысл. В данном случае причудливо расположившиеся на небе облака превратились вдруг в крылья ангела

Вес моего фоторюкзака с учетом 4 объективов, 2 фотокамер, ноутбука, зарядного устройства и прочей фотографической мелочи тянет на 10 кг, а его габариты при личном осмотре перед посадкой регулярно вызывают вопросы у службы безопасности очередного аэропорта. Хорошо, когда путешествуешь на автомобиле - а если это, скажем, сплав на рафтах, где на счету каждый килограмм?
Но вес и габариты профессиональной техники - не единственная проблема. Главный враг цифровой матрицы – это пыль. А попадает она внутрь корпуса обычно при смене объектива. И чем чаще меняешь объективы в поиске интересного художественного решения, тем быстрее наступит тот день, когда, сфотографировав чистое голубое небо с «зажатой» диафрагмой, ты обнаруживаешь при детальном рассмотрении кадра, что на патрице полно пыли, которая проявляется на фотографии в виде жирных и хорошо заметных глазу точек.
Вот почему если вы уж решили остановить свой выбор именно на зеркальной камере, лучше вместо штатного приобрести к ней хороший зум-объектив с широким диапазоном фокусных расстояний (скажем 28-200 мм в пленочном эквиваленте), чтобы никогда не снимать его с камеры! Такой объектив позволит решать большинство творческих задач, а матрица при этом останется в полной чистоте и сохранности.
Я понимаю, что «продвинутые» фотографы, имеющие в своем распоряжении топовую камеру с полным комплектом дорогостоящей оптики от ведущего производителя (к примеру, стоимость одного лишь объектива NIKON AF-S VR 200-400 mm со стабилизатором составляет порядка 200 тыс. руб.) могут со мной не согласиться в этом вопросе. Но хочу заметить, что если такая покупка продиктована соображением престижа, то тут и комментировать нечего - как говорится, красиво жить не запретишь.
Если же речь идет о профи, уверен, что обладатели подобной оптики наверняка знают, зачем потратили такую кучу денег, как скоро окупится подобное вложение, и уж точно не нуждаются в моих рекомендациях. Кто спорит, самый последний NIKON D3 c его непревзойденной чувствительностью в 25600 ISO или, скажем, CANON EOS 1Ds Mark III с матрицей в 21 млн. пикселей и стоимостью под 400 тыс. рублей способны стать уникальным инструментом в руках настоящего фотохудожника, но наша статья для тех, кто считает себя прежде всего рыболовом, а уж потом - фотографом, а вовсе не наоборот.
В довершение этой мысли – еще об одном психологическом моменте, известном каждому фотокорреспонденту. Расчехлив серьезную аппаратуру где-нибудь в незнакомой рыболовной компании, вы рискуете в лучшем случае получить неожиданный эффект «каменного лица» - многие настороженно и с предубеждением относятся к незваным «папарацци». А достав из кармана обычную «мыльницу» и произнеся что-то вроде: «Жене покажу, какую рыбу люди ловят!» - можно сделать отличный портрет какого-нибудь удачливого рыболова.
При этом цифровые «мыльницы» хоть и выглядят безобидно, но если снабжены достаточно мощным «зумом», позволяют делать на рыбалке потрясающие снимки. Эти аппараты компактны, а значит, всегда под рукой, просты в обращении, что немаловажно для тех рыболовов, кто берет фотоаппарат в руки лишь от случая к случаю.
Не ждите, что я сейчас назову конкретную модель, которую вам просто необходимо приобрести. Поверьте, и у CANON, и у NIKON, и у PENTAX, и у OLYMPUS есть достойные аппараты. Неплохой ориентир при выборе конкретной модели - мнения серьезных фотографических изданий. Скажем, решили выбрать цифровую зеркальную камеру хорошего уровня - оказывается, лучшей камерой 2007-2008 гг. в классе «продвинутых компактных камер», по мнению европейской ассоциации журналов по аудио и видеотехнике (EISA), является CANON PowerShot G7. Ищите что-то попроще и покомпактней, обратите внимание на победителя в классе компактных цифровых камер PANASONIC Lumix DMC-TZ3. И какую бы сумму вы ни выделили из семейного бюджета на покупку, основывая свой выбор на результатах подобных тестов, вы получите приемлемый результат по самому главному показателю – качеству получаемых фотографий.

На что обращать внимание при покупке фотоаппарата для съемки на рыбалке?
Короткая выдержка способна «заморозить» динамичный кадр. В любительской камере можно воспользоваться режимом «спорт»

Конечно, можно слепо довериться авторитетному мнению, но, выбирая фотоаппарат для съемки на рыбалке, нужно хотя бы в общих чертах представлять, какие его параметры действительно важны, а какими можно пренебречь.
Начнем с разрешения матрицы. Кажется, здесь все просто до предела: чем больше мегапикселей, тем лучше. В общем, это так, но есть нюансы. Количество эффективных пикселей (эф. пиксели) действительно напрямую влияет на размер будущего отпечатка. Скажем, с 2-мегапиксельной камеры вы сможете напечатать в нашем журнале (или на фотобумаге) изображение размером 10х15 см, а с 6-мегапиксельной - размером уже 20х30 см, т.е. на журнальную страницу. Но на практике порой оказывается так, что лучшая в своем классе 4-мегапиксельная камера от известного производителя дает в итоге куда более качественное изображение, чем какая-нибудь 5-мегапиксельная, встроенная в мобильный телефон. Дело в характеристиках самой матрицы, в алгоритме обработки изображения и т.д. В общем, как я и говорил, не полагайтесь только лишь на количество мегапикселей. В крайнем случае, выбирайте известную фирму, специализирующуюся на выпуске именно фотоаппаратов, а не плееров или пылесосов.
Следующий момент, на который стоит обратить внимание при выборе своей рыболовной камеры, – это наличие объектива с изменяемым фокусным расстоянием («зум»), и чем этот диапазон шире, тем лучше. В отсутствии линейки сменной оптики именно объектив с переменным фокусным расстоянием – ваш инструмент в создании фотографических шедевров, и чем этот инструмент мощнее, тем лучше.
Важная характеристика цифрового фотоаппарата – чувствительность ISO. Модели низшего ценового диапазона редко превышают порог чувствительности в 400 ISO, в то время как более «продвинутые» камеры поражают воображение значениями 1600 и даже 3200 ISO. Абсолютный рекордсмен в этой категории - NIKON D3, о котором я уже упоминал. Те фотографы, у которых есть опыт съемки на обычную пленку, прекрасно помнят, что фотоматериал чувствительностью 800 единиц был тогда прерогативой профессионалов, а сегодня это норма для большинства приличных цифровых камер.
Важно понимать, что чем выше значение ISO, тем лучше «видит» камера в темноте. В плохую погоду и в сумерках это дает возможность делать качественные фотографии без вспышки с хорошей проработкой заднего плана, да и со вспышкой в полной темноте фотографии получаются более интересными, поскольку она позволяет фотографировать с большего расстояния. Есть ситуации, когда вспышка вообще бесполезна – например, при съемке пейзажа реки на фоне закатного солнца. Здесь чувствительность матрицы имеет особое значение, равно как и при съемке на длинном фокусе, когда фотоаппарату не хватает света.
Следующий момент, на который следует обратить внимание при покупке фотоаппарата – это возможность фотографа вмешиваться в сам процесс. И хотя чуть раньше мы договорились, что простым любителям от набора сменной оптики лучше отказаться, не стоит сводить весь процесс съемки лишь к бездумному нажиманию на спусковую кнопку. Чем больше у вас возможности вмешиваться в работу фотокамеры, тем лучше. Как минимум, вы должны иметь возможность по своему желанию включать и отключать вспышку, менять чувствительность ISO, иметь возможность снимать с приоритетом выдержки и диафрагмы, желательно - вводить экспокоррекцию.
Наконец, рыболовная фотокамера должна уверенно работать в неблагоприятных погодных условиях.
Теперь о профессиональной специфике. Очень желательна защита от влаги. В этом отношении «мыльница» для подводной съемки – не самый плохой выбор. Она не «умрет», оказавшись за бортом, не «заглючит», попав под дождик, при определенном умении и желании позволит сделать интересные кадры с воды, а если совсем повезет - уникальные подводные фотографии.
Хорошо, если в комплекте с фотоаппаратом есть аккумулятор большой емкости, который не сядет за пять минут на морозе и не разрядится раньше времени в дальнем путешествии.
Не стоит забывать об ударопрочном корпусе и надежно защищенный шторкой или крышкой объективе. Все, можно приступать к творчеству. И помните, что художественная ценность ваших снимков не находится в прямой зависимости от стоимости фотокамеры!

Зачем нужны на рыбалке широкоугольный и телеобъектив?
При съемке «широкоугольником» нужно постоянно помнить о его свойстве искажать пропорции предметов. Но фотография – это творчество, а посему жестких правил здесь не бывает…

Широкоугольный объектив, или «рыбий глаз», позволяет изменять пропорции предметов. При этом непропорционально большим получается все, что расположено ближе всего к линзе объектива: и сама рыба, и приманка, и руки рыболова, держащего добычу. Вот такие «гипертрофированные» пальцы и являются тем самым сдерживающим фактором, который мгновенно выдает работу «широкоугольника». В общем, придется огорчить тех, кто полагает, что с помощью фотооптики можно, как по мановению волшебной палочки, превратить в гигантских рыб мальков-недомерков. Анатомические различия между взрослой и молодой особью не способна скрыть даже самая совершенная оптика.
Съемку «широкоугольником» можно применять нарочито, когда ваша задача - как следует показать хоть и небольшой, но ценный трофей. Получается явное искажение пропорций, но порой такие фотографии выглядят оригинально.
«Широкоугольник» будет незаменим в условиях ограниченного пространства, например, в лодке, когда надо снять напарника в процессе вываживания, а отойти некуда – позади вода. Нужно только постоянно держать в уме такое свойство широкоугольной оптики, как способность сильно искажать пропорции предметов, расположенных по краям кадра. Так что, чересчур увлекшись возможностью включить в кадр максимальное число персонажей, вы рискуете тем, что лица некоторых из них будут деформированы.
Характерная ошибка новичков – попытка снять широкоугольником большую группу людей (участников соревнований или просто компанию приятелей-рыболовов), подойдя к ним вплотную с «широкоугольником». Те, кто оказались по центру кадра, будут довольны результатом, а вот кому выпало стоять по краям, могут себя и не узнать на групповом фото – их физиономии получатся раза в два шире, чем в жизни. Выход из ситуации – отойти подальше, увеличив фокусное расстояние «зум»-объектива.
Полезно знать, что картинку, близкую восприятию человеческого глаза дает объектив с фокусным расстоянием 50 мм или «полтинник», как его окрестили фотографы. Речь сейчас о классической «пленочной» оптике, рассчитанной на кадр размером 24х36 мм, ведь производители объективов для цифровых камер начали вводить свои характеристики фокусного расстояния объективов с учетом размеров цифровых матриц.
Продолжая разговор о широкоугольных объективах, стоит сказать, что они отлично подходят для съемки пейзажей вообще и рыболовных пейзажей в частности. Догадываетесь, в чем отличие рыболовного пейзажа от простой фотографии реки, озера или моря? Правильно, в кадре должен присутствовать рыболов. И пусть это будет небольшая, едва заметная фигурка со спиннингом в руке или, скажем, рыболовная лодка у горизонта – ценность такой фотографии многократно повышается, во всяком случае, для публикации в наших журналах.
Что касается телеобъектива, то он тоже способен на многие фотографические фокусы. Главный из них – возможность «спрессовать» изображение. Скажем, хотите запечатлеть для истории некое рыболовные соревнования, но в кадр попадает лишь один, максимум два участника. Выберете достаточно прямой участок берега, отойдите подальше от соревнующихся и переведите ваш объектив в телеположение. В этом случае в кадр удастся захватить сразу несколько рыболовов, причем расстояние между ними как бы сожмется.
Фотография рыболова в процессе вываживания – высший пилотаж репортажной съемки. Здесь есть и динамика, и интрига, а сломанное удилище лишь подчеркивает напряжение борьбы

Но все же главное свойство телеоптики, которым с удовольствием пользуются и любители, и профессионалы, – это способность снимать крупным планом удаленные предметы. Зачастую на рыбалке нет возможности вплотную приблизиться к объекту съемки. Телеобъектив позволяет подробно запечатлеть основные этапы вываживания и, главное, его итог, когда дело происходит в соседней лодке. Пригодится он и в том случае, если важные рыболовные события разворачиваются, скажем, на противоположном берегу. И наконец, не стоит забывать о том, что телеобъектив позволяет вести, если хотите, скрытую съемку. Речь лишь о том, что рыболов, не замечая на себе «взгляда» объектива фотокамеры, полностью раскован и целиком погружен в процесс ловли. Это отличный шанс запечатлеть человека за любимым занятием, будь то ваш приятель или совершенно незнакомый удильщик.
Конечно, я упомянул сейчас лишь о некоторых возможностях широкоугольной и телеоптики. Окончательное понимание специфики съемки с такими объективами придет лишь тогда, когда вы начнете чаще смотреть на мир через видоискатель вашей фотокамеры.
Хочу еще раз подчеркнуть, что вместо покупки двух дополнительных объективов любителю иногда имеет смысл присмотреться к мощному зум-объективу с широким диапазоном фокусных расстояний.

Окончание статьи читайте здесь.



Поделитесь с друзьями:


Дата: 2010-05-23, 20:30 || Просмотров: 2370 || Категория: Разные статьи | Рейтинг: 2.7/11
  Список разных статей | Теги: фото

    Все материалы, размещенные на сайте, получены из открытых источников и используются в некоммерческих целях.
    В случае неосознаного нарушения авторских прав, материалы будут убраны, после получения соответсвующей просьбы от авторов или издателей.
    Если вы являетесь правообладателем данного ресурса и не желаете его свободного распространения, сообщите нам и нарушение будет устранено.

Обратная связь / Жалоба (abuse)
Отправлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]




Самое читаемое:


ОПРОС
Какому прогнозу клёва рыбы на этом сайте Вы доверяете?

Результаты
Архив опросов

Всего голосов:106

Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz