Если вы спиннингист до мозга костей или собираетесь таковым стать, поэтому не намерены зачехлять снасти на зимний период, то вам наверняка не лишним будет знать о некоторых моментах, касающихся выбора катушки.
Перед тем, как сделать выбор
Правило тут одно – сразу же нужно отбросить иллюзию, что удастся обойтись малыми деньгами.
Дешевые катушки нам не подойдут, даже если они красивые и блестящие, да к тому ж напичканные десятком подшипников и всяческими «бесконечными винтами». Дело в том, что чудес в области катушкостроения не бывает - и низкая цена сразу же должна вас насторожить.
Стараясь придерживаться модных веяний в сфере механики, некоторые производители удешевляют свою продукцию за счет низкого качества используемых материалов.
Прежде всего, это относится к корпусу. Все негативные моменты от использования плохого материала проявляются в полной мере как раз на морозе: под воздействием отрицательных температур дешевенький пластик становится хрупким и вполне может развалиться на части. Кроме того, могут отлететь ножка или ручка.
Главная передача, изготовленная из недорогих материалов, также может пострадать от отрицательных температур в сочетании с большими нагрузками. На моей памяти случались моменты зимой, когда при вываживании крупной рыбы из силуминовой шестерни вылетали зубья - и катушку попросту клинило.
Не лезь в механизм - и он тебя не подведет
Данное выражение вполне справедливо для всех катушек, используемых в самых разных условиях: без серьезных причин нет смысла залезать внутрь катушки.
Но зимой это вдвойне актуально, поскольку не все смазки одинаково хорошо ведут себя в условиях отрицательных температур.
Лезть в катушку стоит только в крайнем случае - например, когда катушка упала в воду. Тогда работу с ней нужно немедленно прекратить - до момента полной просушки и смазки. И ни в коем случае ее нельзя крутить.
Возможные неисправности
Наиболее часто в безынерционных катушках, используемых зимой, страдает ролик лесоукладывателя. Он попросту засоряется. Зимой это происходит часто, т.к. этот механизм практически всегда находится в обледеневшем состоянии.
В большинстве случаев ролик смазывается и начинает работать, как и раньше.
Два варианта смазки.
1. Простое нанесение жидкой смазки для катушек. И в ситуации с ухоженными катушками, как правило, это помогает.
2. Если загрязнение ролика достаточно серьезное, то подшипник необходимо сначала почистить.
Во втором случае я беру два баллончика шимановской смазки (жидкую и густую), чайную ложку и сам подшипник (фото 1).
Далее помещаю в ложку подшипник и добавляю в ложку равные доли обеих смазок, чтобы общее их количество закрывало подшипник (фото 2).
Перемешиваю их до получения однородной массы - и приступаю к самой ответственной процедуре.
Для воплощения в жизнь задуманного нам понадобится еще и зажигалка. С ее помощью на очень медленном огне я нагреваю содержимое ложки (фото 3). Это нужно делать в хорошо проветриваемом помещении и очень аккуратно, ибо смазка при нагревании дымит, а то и может загореться.
Необходимо помешивать подшипник в смазке, тогда грязь из него будет выходить быстрее (фото 4).
По окончанию такой промывки смазываем подшипник заново и ставим ролик на место.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются спиннингисты - это отказ механизма моментального стопора обратного хода. Связано это опять-таки с воздействием отрицательных температур. Некоторые катушки оснащены так называемой обгонной муфтой, из-за плохой работы которой и происходит отказ вышеозвученного механизма.
Если смотреть в корень проблемы, то можно смело сказать: основные неприятности кроются в смазке. Некоторые катушки изначально смазаны продуктом, который на морозе теряет свои свойства. А некоторые - перестают нормально работать по несколько иной причине. И она заключается в том, что в обгонную муфту попадает более густая смазка с рабочей пары.
Что делать?
Первым делом мы снимаем ротор, чтобы получить свободный доступ к обгонной муфте (фото 5). Далее можно пойти нескольким путями - все зависит от того, располагаете вы хорошей смазкой или нет. Лучшая, по-моему, на сегодняшний день смазка из тех, что представлены на нашем рынке, это смазка от Shimano (фото 6). Я пробовал большое количество различных смазок и пришел к выводу, что меньше всего от отрицательных температур страдает именно она.
Если у вас есть такая смазка, то разбирать дальше ничего не придется, достаточно просто промазать механизм из баллончика - и все (фото 7). Если же подходящей смазки у вас нет, то придется продолжить разборку - вытаскивать муфту и насухо ее вытирать. Эта процедура должна помочь.
Но у последнего способа есть недостатки:
во-первых, это дополнительные сложности с разборкой–сборкой, а,
во-вторых, отсутствие смазки негативно сказывается на мягкости и бесшумности хода.
Так что лучше купить хорошую смазку.
Не лишним будет знать
Ловля на спиннинг в зимнее время заставляет рыболовов пристальнее следить за ровностью намотки «плетенки» на шпулю катушки. Как ни смазывай шнур, а он все равно в той или иной степени обмерзает, особенно в сильный мороз. Плетеный шнур становится жестким, как проволока, а намерзающие на нем кристаллики льда способствуют образованию петель и «бород». И чем лучше катушка мотает леску, тем меньше вероятность того, что эта леска запутается.
Выровнять леску можно различными способами, но основной - это добавление на главный шток или, наоборот, удаление оттуда регулировочных шайб, которые идут в комплекте с катушками серьезных производителей.
С помощью данных шайбочек можно не только добиться качественной намотки, но и придать намотке различную форму. А если у вас есть какая-нибудь старая шпуля большего диаметра, то катушку можно слегка модернизировать, добившись дополнительного места под шнур. Это не помешает, ведь зимой леска обмерзает и становится больше в диаметре. И если намотать ее под завязку, как летом, то «бород» не избежать.
На фото 8 можно видеть, насколько новый бортик увеличил диаметр шпули по сравнению со старым.
Чтобы заменить бортик нужно отвернуть верхнюю защитную шайбу (фото 8).
Затем - собственно сам бортик (фото 9). В результате мы получим голую шпулю (фото 10).
Теперь осталось только поставить новый бортик и повторить процедуры – только в обратном порядке.
Далеко не факт, что подобранный вами бортик сразу же подойдет. Скорее всего, придется расточить некоторые отверстия, чтобы все встало на свои места. Конечно, можно всего этого не делать, а просто иметь несколько катушек с различными шпулями. Но, когда лишних денег нет, а есть время порукодельничать – то почему бы и нет?
Из статьи Капитанова О. ''Катушки для зимнего применения''("Спортивное рыболовство" №2 2008)