В принципе любую мормышку можно использовать как безмотыльную. Для этого достаточно ее лишь слегка принарядить (бисером, кембриками) и задать ей правильную игру.
Некоторые мормышки хорошо ловят без всяких украшений, например, серебряная «уралка» - смертельное оружие против стаи голодных окуней.
Меж тем разновидностей безмотыльных мормышек существует великое множество: всевозможные «муравьи», «нимфы», «дрейссены» и прочие «личинки». Причем они бывают разных размеров и самой причудливой окраски. Угадать, на какую из них в данный момент будет лучше ловиться рыба, довольно сложно и хлопотно.
Совсем другое дело - черти. Они, разумеется, тоже не похожи друг на друга - и по размерам, и по окраске, и по «бижутерии», - но, имея при себе удочку с одним лишь черным чертиком среднего размера, я на любом водоеме чувствую себя относительно уверенно и спокойно. Относительно - потому что даже такая убойная приманка, как черт, не всегда, к сожалению, спасает нас от бесклевья. Но если рыба хоть чуточку активна, черт ее обязательно поймает!
Главное здесь - заставить его правильно играть или, если угодно, плясать. Вот об этом и хотелось бы поговорить поподробнее.
Я расскажу о своих наблюдениях, кто-то захочет добавить или даже подправить меня, но польза от этого наверняка будет.
Все проводки чертика заключаются в придании ему определенных колебаний с одновременным подъемом или опусканием приманки.
Темп проводки может быть самый разный, но «классический» - медленный.
Итак, какие виды проводки мне известны и я их с успехом использую?
«Чистописание»
Кончиком кивка плавно выводятся буквы как в ученической прописи. Пожалуй, самый простой, но и самый эффективный способ проводки по любой рыбе.
«Колодец»
Рука с удочкой движется так, как будто крутишь ворот деревенского колодца.
«Пиление»
Рука движется как при работе лобзиком (вверх-вниз) или ножовкой (от себя – к себе).
«Черчение»
Удочка держится практически вертикально, и легкими движениями кисти как бы царапаем воду кивком.
«Тряска»
Быстрая проводка чертика с различной частотой колебаний и амплитудой. В общем, как и проводка всех других безмотылок.
«Сумасшедшая пляска»
Очень быстрая, иногда «рваная» и даже размашистая проводка. Частенько нравится рыбе, особенно лещу и судаку. Но на глубинах менее пяти метров применять не рекомендую.
К особенности всех видов проводки чертиков надо отнести вот что: подъем приманки производится на максимально возможную высоту – на расстояние вытянутой вверх руки.
В дальнейших ваших действиях могут быть варианты.
В самой верхней точке рекомендуется сделать секундную паузу. Такие же паузы можно делать и в других горизонтах проводки.
После прохождения верхней точки можно резко сбросить чертика вниз, до дна, и повторить проводку снова. А можно и сыграть чертиком на опускании.
При малейшем сбое в работе кивка необходимо произвести мгновенную подсечку. Впрочем, когда клюет крупная и активная рыба, кивок или резко прижимает, или, наоборот, поднимает, а иногда случаются и удары, что называется, в руку. Но обычно поклевки еле заметны – кивок лишь слегка вздрагивает.
Нет нужды повторяться, что снасть для ловли на черта должна быть идеально сбалансирована, при этом особое внимание необходимо уделять соответствию веса приманки и упругости кивка.
В заключение хотел бы отметить, что если огрехи в проводке чертика допускаются, а иногда даже и полезны, например, при ловле активно кормящегося леща, то при ловле пассивной, тем более одиночной рыбы они все-таки нежелательны. Очень часто именно неоднократные проводки, но в одинаковом темпе и с одинаковым «рисунком» провоцируют рыбу на атаку надоевшего ей черта. Но если поклевок все-таки нет – попробуйте поменять танец!
Александр Сенченко (''Как пляшут черти'' РР 9/2011)
Поделитесь с друзьями:
|